ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Что мы скажем нашему первокласснику на школьном пороге?
- Веди себя хорошо! Слушай учительницу! Не отвлекайся на уроках!
Ни в коем случае! Почему? Давайте разберемся.

altМалыш делает шаг в новое и неведомое. Он вовсе не собирается вести себя плохо, слушать невнимательно, шалить или отвлекаться. Он полон благих планов и добрых надежд. Если ваше чадо - не маленький разбойник, ему и в голову не придет, что учительницу можно не слушаться. Впрочем, маленькому разбойнику 1 сентября это тоже в голову не придет.


- Слушай внимательно, не то будешь плохо учиться!
Еще хуже! Это прямая угроза.
Ясно, что внимание на уроках облегчает учебу и вообще есть половина успеха.
- Так почему нельзя сказать такую чистую, такую кристальную правду?
- Да, внимание и успешное обучение прямо коррелируют друг с другом. Но устанавливать эту связку для ребенка, да еще в форме угрозы, - значит, формировать то же самое самореализующееся пророчество.
- Почему?
- Потому что из ваших слов ребенок фактически слышит лишь угрозу, что он будет плохо учиться. Что значит "внимательно", ему по неопытности не вполне ясно - вот я сделал ошибку, значит я невнимательный, значит буду плохо учиться. Так он программирует самого себя в ответ на вполне доброжелательное наставление взрослых.
Представьте себе, что вам говорят: туда не ходи, там очень-очень опасно, там могут ограбить и убить, там уже несколько человек убили. А вам нужно туда идти! Как вы себя будете ощущать? И в случае реальной опасности останутся ли у вас силы сопротивляться, бежать, звать на помощь? Нет, угрозы продуцируют только поведение жертвы. Растерянность, бессилие, покорность, невозможность изменить ситуацию. И ничего больше.
Слушай учительницу
Крайне дестабилизирует (проще говоря, вызывает растерянность) ребенка даже не содержащее в себе внутренней угрозы, простое и доброе воззвание родителей:
- Будь внимателен! Слушай учительницу! Учись хорошенько! (без рассмотренного выше "... иначе будет плохо...")Одно дело, если вы научите ребенка быть внимательным. Совсем другое - если просто повысите его тревожность непонятной для него задачей.
Но может быть вариант и еще худший: "Мама сказала на прощанье, чтобы я был внимательным. Значит, она хочет, чтобы я был внимательным. Я буду внимательным. Я буду очень-очень внимательным. Я ничего не пропущу из слов учительницы. Что-то она сказала сейчас. Что? Я пропустил! Я прослушал! Какой ужас! Мама же просила меня быть внимательным! Я подвожу маму. Я делаю что-то не то..." И так далее. Тем временем снаружи, в реальном мире что-то происходит, учительница что-то говорит, другие детки как-то реагируют. А ваш бедный ребенок все пытается "быть внимательным".
У тебя способности, ты обязательно будешь отличником!
Очень травмируют родительские ожидания, высказанные ребенку: "Ты должна хорошо учиться, ты должен себя хорошо вести, у тебя способности к математике, поэтому будешь по математике учиться только на пять". Ужасно, когда родители вешают на детей собственные разочарования и ответственность за несложившуюся жизнь: "Я не мог учиться, так уж ты выучись, сынок!" Ребенок не может ни учиться, ни жить для вас и за вас - только за себя.
- Но послушайте, уважаемый Психолог, может быть, отцу действительно пришлось пойти работать вместо института? Почему бы сыну об этом не знать?
- Знать ребенку об этом не грех. Грех взваливать на него обязанность выполнить невыполненное отцом.
Так что же позитивного, полезного, доброго мы можем сказать первокласснику на пороге школьной жизни?
Во-первых, еще раз показать свою любовь и безусловное приятие. Первоклассник должен быть уверен, что папа с мамой, бабушка с дедушкой, брат и сестра будут любить его вне зависимости от школьных успехов и неуспехов. Мы обнимем его перед школьным порогом, поцелуем, еще раз скажем, как любим, как рады, что он уже вырос, что он - первоклассник!
А еще - мы можем дать ему полезную схему, алгоритм поведения на уроке, который реально поможет в учебе. Некие простые действия, но давайте проговорим их, - вдруг наш ребенок о них просто не знает?
- Если чего-то не успел, позови учительницу, скажи.
- Если чего-то не понял, подними руку, спроси.
- Если хочешь в туалет, подними руку, спроси: "Можно выйти?"
- Но это же очевидно!
- Вам. А дети очень часто не успевают, не понимают. И что в такой ситуации делать, они пока не знают. Теряются. Наши слова научат ребенка, как действовать на первых порах в незнакомой обстановке, то есть обеспечат ему ощущение уверенности и безопасности. А дальше сам сообразит, научится.
- При чем тут безопасность?
- Психологическая безопасность - это главное. У меня был случай, когда мальчик в конце пятого класса не понимал дробей. Его считали слабеньким в математике, а ребенок целый год просидел в ужасе - не понимая ровным счетом ничего. Он не умел об этом сказать. Я, психолог, а не учитель, которому это было бы гораздо логичнее сделать, за сорок минут объяснила ему дроби. А учителя просто не видели, в чем проблема.
- Иногда можно спросить непонятное у соседа, но ты его этим отвлечешь - так что смотри по ситуации, спрашивать его или нет.
Когда у тебя что-то падает с парты, ты крутишься - это тоже может отвлекать других ребят. Поэтому к уроку постарайся приготовить все заранее. Вот сказала учительница - достаньте учебники, тетради, ручки - и ты делай все сразу и полностью.
Итак, не общие слова про хорошее поведение, про уважение и послушание нужно говорить нашим первоклассникам, а давать конкретные советы и рекомендации, нацеливать их на конкретные действия. Именно это им понадобится, пока, на первых порах, они не знают, как правильно поступать. С другой стороны, не будем перегружать ребенка даже конкретными советами. Когда их много, голова может пойти кругом. Три-четыре, и довольно.
Читать далее>>

© 2024. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя Школа №101 с углубленным изучением математики и информатики" 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Комсомольская 52, sch101sch@yandex.ru, (39197) 75-99-60