Цель теста - выяснить, умеет ли ребенок выделять существенные признаки предметов и явлений, сформированы ли операции обобщения.
Инструкция ребенку. Сейчас я буду читать тебе вслух по пять слов. Четыре из пяти слов можно объединить и назвать общим словом. Одно из пяти слов - лишнее. Найди это слово.
Нулевое задание. Чашка, кастрюля, тарелка, стакан, мячик. (Правильный ответ - мячик; обобщающее слово - посуда.)
Вопросы;
1. Роза, лилия, горох, незабудка, георгин.
2. Океан, озеро, река, мост, болото.
3. Сергей, Владимир, Петров, Илья, Александр.
4. Липа, береза, орешник, клен, ольха.
5. Машинка, лопата, мяч, песок, кукла.
6. Ярославль, Санкт-Петербург, Сочи, Африка, Тула.
7. Внимательный, медленный, грустный, горький, веселый.
8. Утка, петух, гусь, соловей, курица.
9. Умножение, вычитание, сложение, деление, число.
10. Круг, квадрат, овал, указка, треугольник.
Ответы:
1. Горох.
2. Мост.
3. Петров.
4. Орешник.
5. Песок.
6. Африка.
7. Горький.
8. Соловей.
9. Число.
10. Указка.
Интерпретация результатов. Если первое задание выполнено правильно, задается вопрос: «Почему?». При правильном объяснении ставится 1 балл. За правильный ответ со второй попытки (после ваших объяснений) ставится 0,5 балла. Вопрос «Почему?» не задается после правильного ответа на вопросы 7, 8, 9, 10, поскольку дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения.