ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

С каждым годом в нашей стране появляются сотни новых суперсовременных технических оборудований. Эксклюзивные телефоны, DVD-плееры, карманные компьютеры – сегодня этими достижениями науки никого не удивишь. Но порой, технические чудеса идут человечеству не только во благо, но и во вред. Речь идет о телевидении. Все больше и больше людей становятся зависимыми от этих волшебных голубых экранов, особенно страдают наши дети, ведь их психика наиболее подвижна и ранима.

Нужно и можно ли смотреть телевизор малышу? На эту тему рассуждают специалисты: психолог, педагог, офтальмолог, психиатр, родители.



Азнаурян Игорь Эрикович, детский офтальмохирург, д.м.н., академик АМТН РФ, руководитель Клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков «Ясный Взор».
– При просмотре телевизора основным вредным фактором для глаз является длительная зрительная нагрузка. Ребенок постоянно должен фокусировать взгляд на мелких и движущихся изображениях, то есть глаз должен находиться в состоянии постоянного напряжения. Кроме того, изображение на экране телевизора не естественное, светящееся, – это также приводит к напряжению глаз и быстрому зрительному утомлению. Эти факторы в свою очередь могут при определенной предрасположенности спровоцировать появление такого заболевания, как близорукость.

  • Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор.
  • Общая продолжительность просмотра телевизионных программ для детей старше 2 лет не должна превышать 30 мин. в день.
  • Дети от 3 до 7 лет могут смотреть телевизор не более 40–50 минут в день.
  • С 7 до 13 лет – не более 1,5–2 часов в день с 15 минутными перерывами каждые 30–40 минут.

Хотелось бы обратить внимание родителей на следующий момент – снижение зрения при развитии миопии появляется постепенно, поэтому профилактический осмотр у детского офтальмолога должен быть не реже чем один раз в год.
Будьте здоровы!

Игонина Екатерина Львовна, психолог Московской службы психологической помощи населению:
– Вы можете соглашаться с тем, что современное телевидение изобилует жестокостью, отличается безвкусицей, мешает развитию и образованию детей. Но если для вас лучший отдых – на диване перед телевизором, то доводы «против» для детей неубедительны.  Как и высказывания: «У меня в твои годы телевизора вовсе не было!» или «Когда будешь взрослым – тогда и смотри, сколько хочешь!».
О воздействии «вредного» телевизора на неокрепшую психику ребенка, влиянии на его физиологию и эмоциональное состояние, быстрое развитие зависимости сказано очень много. Но нельзя отрицать – телевидение играет значительную роль в нашем досуге, причем в детском – еще большую, чем во взрослом. Мы, в отличие от наших детей, говорим о литературе, театре, путешествиях, хобби, о личной и рабочей жизни, а сколько времени уделяется бытовым темам! Послушайте как-нибудь, о чем разговоры старших дошколят и первоклашек? Не будет ли ваш ребенок в стороне от жарких обсуждений последних выпусков любимых детворой сериала и передач? А как мальчишки могут прожить без футбольных трансляций, а девчонки – без музыкальных кумиров?
Разумно, если лет до четырех-пяти малыш обходится без телевизора – лучше используйте DVD-проигрыватель. Запишите специальный диск с соответствующими возрасту «проверенными» мультиками и устраивайте короткие сеансы (минут по 15–30) с вашими пояснениями и позже – совместным обсуждением. А занять малыша, при этом развивая воображение, могут аудиозаписи сказок и детских песенок.
Шестилеткам и младшим школьникам подойдет «дозированная» политика, придерживаться которой полезно всей семье: это просмотр определенных передач, причем не в ущерб вашему общению друг с другом и активному досугу. Особенно важно контролировать качество программ и время, на них отведенное. Обязательны и ваши комментарии к происходящему на экране: дошкольник как бы «считывает» увиденное, не понимая при этом сути. Вот почему важно избегать неконтролируемого постоянного потока информации – вряд ли вы успеете объяснять все, а что-то может напугать, расстроить, исказить впечатление об обычных вещах.

Голландские психологи, проанализировав результаты исследований по воздействию телевизора на маленьких зрителей за последние 40 лет, пришли к выводу: телевидение препятствует развитию творческих способностей у ребенка, в то время как чтение книг и слушание радиопередач обогащают его интеллект и фантазию.


Педагог-психолог Ирина Игоревна Иванова:
– Многие родители задаются вопросом: «Можно ли ставить телевизор в детской комнате, не опасно ли это?»
Ответ однозначен: ни в коем случае нельзя размещать «электронный раздражитель» в комнате, где играют и спят дети. Детская – не место для телевизора. Включенный вещатель превращается в привычный фон, и у малыша остается меньше шансов найти для себя полезные и развивающие занятия. А зачем ребенку прилагать усилия к игре, чтению, рисованию и вообще размышлению, если ему так доступно телевизионное удовольствие?! О каком формировании собственного образа мыслей потом может идти речь? С ребенком нужно разговаривать, его нужно не только слышать, но и слушать, ему нужно все объяснять.

Детский психотерапевт Игорь Семенович Кузнецов:

– Бессвязные фразы, обрывки рекламы, резкие световые перепады – все это устрашающе действует на кору головного мозга ребенка. Мозг приходит в состояние беспорядочного возбуждения. Отсюда бессонница, повышенная возбудимость, капризы, детские кошмары. Как следствие, вялое развитие интеллекта, плохая успеваемость в школе.
Вывод: во-первых, в детской комнате не должно быть телевизора.

Во-вторых, следите за тем, какие передачи смотрит ребенок и сколько времени проводит перед экраном.

И, в-третьих, воспитывайте детей личным примером. Родители, которые сами страдают телеманией, вряд ли сумеют отучить ребенка. А сделать это необходимо, особенно в младшем возрасте – и не только из-за вредного воздействия на нервную систему, но и потому, что вредные привычки усваиваются очень быстро и рано.

Ученые выяснили, что телевизор оказывает гипнотическое действие на мозг человека, вот почему дети иногда сидят перед экранами, как зомби, ничего не замечая вокруг. Кроме того, у детей, злоупотребляющих просмотром телевизора, активнее развивается правое полушарие, отвечающее за эмоциональное развитие.

Кстати...
Главное для безопасного просмотра – это расстояние между ребенком и телевизором. В идеале это 3–4 метра, но не меньше трех диагоналей экрана. Для того, чтобы в глаза не ударяли резкие перепады света, при просмотре должен гореть свет, хотя бы приглушенный.

Детский логопед Марина Евгеньевна Кучеренко:

– Ученые провели исследования, которые доказывают, что у многих детей, подолгу сидящих перед телевизором, к пяти годам выявляются серьезные нарушения речи. Недостаток внешних раздражителей, таких как живая речь, игры, творческие задания, может привести к нарушениям в коре головного мозга.
И все же, несмотря на вышесказанное, не стоит ругаться всякий раз, когда ребенок подходит к телевизору. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Старайтесь подбирать ребенку «телерепертуар», быть в курсе того, что он смотрит и как это отражается на его психике. Будет здорово, если в выходные родители отвлекутся от своих дел и вместе с ребенком посмотрят передачу про животных или про путешествие. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, и от такого время препровождения вам обоим будет только польза и радость.

Школина Любовь Николаевна, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения «Зюзино»:
– Что так привлекает в телевизоре нас и наших детей?
В первую очередь, это его развлекательная функция. Частая смена картинок, а, следовательно, и наших впечатлений, эмоций – всего за одну серию фильма мы испытываем целую гамму чувств: радость, грусть, печаль, сопереживание и т.д. Телевизор стал нашим другом и помощником во всем: он подскажет, что сегодня в моде, поможет приготовить вкусное блюдо или сделать ремонт, покажет интересный фильм.
Второе, что нас не оставляет равнодушными, это его доступность. Это связано с тем, что если на компьютер и телефон существуют запреты родителей, то телевизор – вот он стоит, нажми кнопку и получишь вход в новый мир!
Если разобраться, явно выделяются три позиции взрослых относительно телевизора и его просмотра ребенком: первая – «Пусть смотрит, а я делами займусь!»; вторая – «Сынок, что ты хочешь посмотреть?» и третья – «Сынок, что ты хочешь посмотреть? Давай вместе выберем!». Начнем разбор со второй позиции. Итак, казалось бы, в данном случае родитель исходит из интересов
ребенка, но с другой, подобный вопрос родителя не требует ответа, родителю проще переложить ответственность за выбор на ребенка. Такой родитель не интересуется тем, соответствует ли возрасту ребенка выбранная передача, что она разовьет в ребенке и т.д.
Первая позиция в отличие от второй в принципе не оставляет ребенку никакого выбора. Телевизор просто включается на любом канале, главное чтобы ребенок не мешал (готовить, убирать, …, жить)! На самом же деле для малыша телевизор не более чем смена ярких картинок, на которых он не выделяет четких фигур, картинка воспринимается лишь как смесь красок – ярких, но непонятных. Малышу необходимо другое – для него важно общение с живыми людьми, только тогда он способен будет различать эмоции и чувства, выражаемые на экране и
развиваться в подлинном смысле этого слова. Такое чрезмерное увлечение телевизором отрицательно влияет на психику ребенка и более старшего возраста: постепенно ребенок теряет интерес к своим недавним увлечениям, потом к чувствам и переживаниям близких, становится раздражительным и даже жестоким. Телевизор заменяет все. Хотя и он впоследствии становится привычным временем препровождения и не более. Такого ребенка восстанавливать и возвращать к нормальной жизни еще более трудно, чем маленького. Ведь эмоциям и чувствам научить гораздо сложнее, нежели развить память или внимание.
И, наконец, третья позиция – родитель исходит из интересов и потребностей ребенка, вместе с ребенком выбирает передачи, ориентированные на его возраст, обсуждает просмотренные вместе фильмы. Такая позиция развивает личность ребенка, способствует общению ребенка и родителя и делает телевизор действительно помощником, а не врагом.
Итак, важно:

  • Учитывать возраст ребенка при выборе передачи и количества времени, проведенного у телевизора;
  • Исходить из интересов и потребностей ребенка при выборе того или иного фильма, мультфильма, передачи;
  • Смотреть передачи вместе с ребенком и потом обсуждать увиденное, что будет способствовать развитию и ребенка, и родителя;
  • В общем, извлекать максимум пользы, а не делать телевизор фоном для выполнения домашних дел.
© 2024. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя Школа №101 с углубленным изучением математики и информатики" 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Комсомольская 52, sch101sch@yandex.ru, (39197) 75-99-60