Школьный невроз – это устойчивый дискомфорт, привычный стресс, связанный с отношением к школе. А ещё постоянная тревога, устойчивые страхи, тихая паника, ужас,который испытывает школьник. Подобный недуг мешает учиться умным и способным, морально убивает тревожных и ответственных, ставит крест на детях со средними способностями.
Под особенностями личности понимается и необычный стиль мышления, и повышенная тревожность, и высокий творческий потенциал, и заниженная самооценка, и гиперответственность, и беспечность – и всё это норма, особенности нормального ребёнка – ученика. Новая болезнь ширится и крепнет, став нормой у первоклассников, у гимназистов, у отличников и троечников.
Невроз у ребенка – распространенная проблема, с которой часто сталкиваются родители и педагоги. Родители порой вносят в развитие неврозов свой существенный вклад. Первый вопрос, который задаётся ребёнку, пришедшему из школы: «Какие оценки получил?» Но задумывался ли кто-нибудь из пап и мам, как чувствует себя их родное чадо, ожидая каждый день этот вопрос, особенно если получил не бог весть что? Особенно если за честным ответом об очередной неудачи обычно следует либо упрёк, либо многозначительные вздохи, а то и взбучка на повышенных тонах.
Приметами школьного невроза могут быть: срывающийся голос, учащённое сердцебиение, затруднённое дыхание, закушенные губы, влажные ладони, изгрызённые ногти, плохой сон и аппетит, нервный тик, заикание, нарушенное внимание, сниженная память, быстрая утомляемость, энурез. Ещё – аллергии, диатезы, частые простуды, сухая слизистая носоглотки. Нервная система не успевает справиться со страхом, который порождает школьная ситуация, и перестаёт обслуживать такие мелочи, как кожа и слизистая оболочка. Дальше будет несварение, а потом гастрит. Ухудшится зрение. Будет болеть голова. Любому человеку нужен личный опыт преодоления себя, преодоления ситуации, противостояния с другими людьми, но ребёнку самому с этим не справиться, ему нужна деликатная и действенная помощь.
Причины возникновения
Негативное воздействие оказывает поведение матерей, которые не хотят исполнять семейные и материнские обязанности, отдавая предпочтение карьерному росту и самореализации. Такие женщины категоричны, они не проявляют нежность и ласку по отношению к детям, легко прерывают семейные отношения.
Школьные неврозы практически во всех случаях сочетаются с нежеланием посещать школу. Это может наблюдаться и при развитии иных форм психических отклонений у школьников, так как любые психические нарушения сопровождаются социальной дезадаптацией. Так как в этом возрасте социальная сфера представлена в основном школьным занятиями, то страдают именно они.
Особенности коррекции заключаются не только в том, чтобы снизить само состояние тревожности у ребенка, но и трансформировать структуру личности таким образом, чтобы школьник мог в полной мере реализовать свои возможности и таланты, не растрачивая свой потенциал на негативные переживания и фобии.
Низкая общительность ребенка с неврозом вызывает дополнительные проблемы в классе, связанные с негативным отношением сверстников. Для детей с неврозом характерно проявление таких невротических реакций, как заикание, энурез, тики, обгрызание ногтей. Наблюдаются предметно-фиксированные страхи, нарастание тревожности, которые сопровождаются учащенным сердцебиением, перед написанием проверочных работ. Развитие психосоматических расстройств, пограничных психических заболеваний является следствием недостаточного внимания к тревожному типу личности школьника. В борьбе с этой проблемой важно определение правильной стратегии. Необходимо внушать ребенку уверенность, поддерживать его при постановке задач, сопровождать процесс их решения, оказывая при необходимости помощь. Следует следить за организацией процесса обучения. Благоприятно скажется вовлечение ребенка в решение творческих задач, а также содержательный, развернутый анализ результатов с подчеркиванием достижений.
Необходимо использовать дозированные задачи, которые будут иметь нарастающую сложность. Педагог должен осознавать трудность ситуаций, с которыми сталкивается ребенок с неврозом и постоянно подкреплять его уверенность подсказками, подчеркиванием успехов.
Для успеха необходимо объединять усилия учителя, психолога, врача по лечению неврозов. Психолог после проведения психодиагностики занимается корректирующей работой, направленной на устранение нарушений, вызвавших невроз. Учитель должен принять меры для ликвидации факторов, создающих стрессовые ситуации, которые способствуют формированию и усилению невроза. Врач назначает лечение, основанное на использовании психогигиенических, психотерапевтических, медикаментозных методов.
По материалам сайтов: http://nerv.hvatit-bolet.ru/shkolnyj-nevroz.html
http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2016/02/06/shkolnye-nevrozy