ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Не так давно я столкнулась с проблемой навязчивой идеи  - самоубийства у подростка, и как выяснилось не у одного. В чем же причина столь странной тяги? Как разглядеть эту проблему у своего ребенка?
 
 
 
 

 

По данным ВОЗ  около 20% самоубийств в мире  приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий и намерений гораздо больше.

 

 

 

 

Попытки  осмыслить природу суицидов,  делались  очень давно (Булацель П.,1900). Но и в настоящее время нет единой теории, объясняющей природу суицидов. Условно выделяют три основные концепции  суицида: психопатологическую, психологическую и социальную.

 

 

Психопатологическая концепция исходит из предположения о том, что самоубийцы  это душевно больные люди, а суицидальные действия – проявление острых и хронических психических расстройств.
 

 

Согласно психологической концепции главным  в формировании суицидальных тенденций является психологический кризис личности. Основной причиной  самоубийства является  «экзистенциальный вакуум», утрата смысла жизни.  

 

 

 

 

Сторонники социальной концепции считают, что в основе суицидального поведения лежат проблемы взаимоотношения  человека с социальной средой.

 

 

 

 

Дальнейшее развитие социальной и психологической концепции суицидов получило в работах отечественного психиатра А.Г. Амбрумовой (1981), которая предлагает свою концепцию суицидального поведения. Согласно этой концепции, суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта. Человек переживает кризис такой интенсивности, такого масштаба, что вся жизненная практика, опыт не могут подсказать иного выхода, кроме как покончить с собой, тем самым решить все нерешенные проблемы.

 

 

Процесс  переживания  человеком кризиса имеет несколько стадий:
  • первая стадия – сохраняется поведенческая гибкость, гибкость мышления, человек использует собственные ресурсы для того, чтобы справиться с кризисом;
  • если собственные ресурсы истощаются, наступает тревога, страх…
  •  

 

  • третья стадия  кризиса – умственная и эмоциональная дезинтеграция, аффект, вся история жизни начинает просматриваться под одним углом зрения, окрашенным данным эмоциональным состоянием.

 

 

 

 

Для кризисной интервенции  характерны: невыносимая психологическая боль, невозможность приспособиться к конкретной ситуации, невозможность установления полноценных контактов с людьми (глобальное одиночество), агрессия (аутоагрессия), ощущение безнадежности и беспомощности.

 

 

 

 

 

 


В группы риска входят:  подростки, молодежь; пожилые люди; сексменьшинства;   заключенные в тюрьмахвоеннослужащие;  ветераны воин и представители некоторых высококвалифицированных профессий.

 

 

 

 

Выяснение истинных мотивов суицидального поведения – сложная задача. Тем не менее их систематизация и анализ дают серьезный материал для суицидологической диагностики и профилактики.

 

 

 

 

Несколько подробнее остановимся на подростковых суицидах,  которые, привлекают пристальное внимание школьных психологов, педагогов, социальных работников, родителей.

 

 

 

 

В  подростковом  сознании суицид часто имеет  не истинные завершенные формы, а замыслы, мысли, попытки, это скорее демонстративно-шантажное поведение. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. У подростков, также как и у взрослых, общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, но для них это не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный кризис …), а нарушения общения с близкими.

 

 

 

 

 Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», шантажа «сделай то-то, а не то я застрелюсь, повешусь…». И бич этих демонстративных самоубийц – случайность: случайно выстрелило ружье, случайно затянулась петля… А они-то хотели только попугать!

 

 

 

 

У подростков это может быть подражанием, Они часто копируют образцы поведения, которые им предлагает литература, телевидение, социальное окружение. Кроме того, у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксация на темах смерти, страхи и любопытство к смерти.

 

 

 

 

Предпосылкой  суицида может быть апатия, социальная депривация, неверие в личные перспективы, снижение творческой и физической активности в результате психической травмы.

 

 

 

 

Но наличие психотравмирующей ситуации не всегда является достаточным условием для суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента.

 

 

Согласно А.Г.Амбрумовой и Е.М.Вроно (1985), для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты:
  • импульсивность;

 

  • эмоциональная неустойчивость ,эксплозивность (взрывчатость);

 

 

  • повышенная внушаемость;
  •  

 

  • несамостоятельность мышления.

 

 

 

 

К числу наиболее частых причин суицидов среди подростков А.Е.Личко относит следующие:

 

  • потерю любимого человека;
  • состояние переутомления;
  • уязвленное чувство собственного достоинства;
  • разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании, таксикомании;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
     

 

  • различные аффективные реакции по другим поводам.

 

 

 

 

Как же заранее распознать суицидента и помешать его намерениям?

 

 

Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими поведенческими  признаками для подростков являются:
  • вербальные признаки (сообщения в разговоре о суициде, о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении, самообвинения и обвинения других или упоминания о суициде в фильмах и литературных произведениях; а также медленная маловыразительная речь)
  • эмоциональные признаки (переживание горя, чувство вины, неудачи, поражение, чувство собственной малозначимости, мнимые или реальные опасения и страхи, растерянность, импульсивные действия, а также невербальные сигналы: плач, всхлипывания, долгие паузы, с усилием проговариваемые слова)

 

 

 

 

  • поведенческие признаки (неожиданное, драматическое, необъяснимое поведение человека - " терминальное поведение ”. При этом человек приводит свои дела в порядок, может заявлять о печали и отчаянии, проявлять склонность к опрометчивым, безрассудным поступком (занятие рискованными видами спорта, участие в военных действиях и т.п.).

 

 

 

 

У суицида существуют три стадии: первая стадия – обдумывание, возникновение идеи; стадия амбивалентности и третья стадия – стадия выхода(совершения).

 

 

 

 

У подростков и взрослых эти стадии протекают по-разному. У взрослых  первая и вторая стадии продолжительны во времени, у подростков практически нет стадии амбивалентности.

 

 

 

 

Рис.                                    взрослые                                                                            подростки

 

 

 

 

Что же делать, если вы столкнулись по долгу службы, или просто оказались рядом с человеком, демонстрирующим  признаки проблемного состояния?

 

 

 

 

Прежде всего нужно понять, что не каждый потенциальный самоубийца - психически больной. И тех, кого вытащили с того света, вовсе не обязательно клеймить психиатрическим диагнозом. Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.

 

 

 

 

На вопрос о смысле жизни однозначного ответа нет - потому что этих смыслов жизни огромное количество. И для каждого может найтись свой, причем не один! Если у человека возникли мысли "зачем я живу" - значит, он собственный смысл жизни просто-напросто потерял. Так его вполне можно отыскать - более того, во время таких "поисков" может обнаружиться другой, новый смысл, порой даже более интересный и достойный. Поэтому главное в решении любой проблемы - не упираться носом в надпись "нет выхода", причем выход-то рядом, надо только голову повернуть. Вот об этом можно поговорить с суицидентом.

 

 

 

 

Если вы видите что человек ведет себя слишком рискованно - это тоже повод прислушаться к его проблемам. Ничего, что он вполне может быть сильной личностью, но может, ему просто не хватает душевного тепла и понимания? Учтите, что скрытый суицидент чаще всего сам вам никогда не пожалуется - большинство из них, как правило, мужчины, а мужчинам у нас "плакаться кому-то в жилетку" не принято. Именно поэтому, кстати, среди клиентов психотерапевтов примерно четыре женщины на одного мужчину, а в статистике суицидов - четверо мужчин на одну женщину.

 

 

 

 

Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что мол, "кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает". Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту "диагноз" здесь поставить очень сложно. Поэтому не всегда стоит пропускать такие высказывания мимо ушей.

 

 

 

 

Если же кто-то с помощью попыток к суициду вами откровенно манипулирует, лучший способ - держаться от него подальше (таким образом, без зрителей спектакль не состоится). Не поддерживайте диалог негодными методами. Разумеется, поддержать другие способы разговора, более приемлемые, здесь можно и даже нужно.

 

 

 

 

Людям, склонным к демонстративному суициду, можно сказать: наверняка все ваши мысли и все ваше поведение зациклено на какой-то конкретной личности: мол, вот я умру, он (или она) тогда поплачет, тогда поймет… Нужно сказать о том, что  пресловутая личность может среагировать совсем не так, как вы хотите: возможно, она вовсе не будет убиваться у вашего гроба, и вовсе не будет терзать себя чувством вины. И проверить это лично вы уже не сможете. Поэтому стоит ли рисковать жизнью, чтобы только попытаться "кому-то что-то доказать"? Лучше всего попытаться выйти на диалог конструктивными методами - во всяком случае, прямо сказать человеку, чего вы от него ждете, может быть эффективнее, чем рисковать жизнью - штукой в общем-то довольно привлекательной и интересной. Нужно учесть и то, что бессознательное сравнение суицидентов с психами опять-таки еще не изжито - и как на вас посмотрит ваш "предмет чувств" после вашего неадекватного, по его мнению, поступка, если вы останетесь живы? Очень вероятно, что не только не бросится вам на шею с проявлениями любви, но и попытается держаться от вас подальше…

 

 

 

 

В конце концов, возможно,  надо просто выговориться - эмоции требуют выхода. Если не можете доверить свои чувства кому-то близкому или специалисту-психологу, можете просто вести дневник. Это спасло от самоубийства многих людей - к их счастью, а возможно, и к нашему.

 

 

 

 

Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Распространенный в народе способ отговорок - "чего встал, прыгай давай" - может сработать с точностью до наоборот. Здесь лучше сказать такому самоубийце, что решение о суициде - дело сугубо личное. Вся ответственность за это решение лежит на самом человеке. И все записки "в моей смерти прошу винить"… - извините, полная глупость. Никто ни в чьем самоубийстве не виноват (даже уголовный кодекс в статье "доведение до самоубийства" перечисляет очень ограниченные условия).

 

 

 

 

Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: мол, нельзя делать детей сиротами, нельзя бросать близких… Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: мол, я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе! Опять-таки,  скажите такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно. А если он хочет в этой жизни быть значимой личностью – то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами?

 

 

 

 

Вообще важно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему "Да ты не думай об этом!" Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: "Не думай о белой обезьяне". Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно так же нельзя впрямую отговорить человека "не думать о суициде". Лучше подкинуть ему иную работенку для мозгов!

 

 

 

 

Можно спросить у суицидента о том, что значит для него самоубийство? Часто встречающиеся ответы: «…это достижение покоя…», «угроза близким…». В этом случае можно спросить: «А можно покоя достичь другим способом? Как вы раньше его обретали? Что это будет значить для ваших близких? Доказать своим близким можно как–нибудь по-другому?». Следует сказать  о том, что это будет последнее, что он сделает в своей жизни…

 

 

 

 

…Итак, виноватых в самоубийстве, как правило, нет. Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И распоряжаться своей жизнью - неотъемлемое право каждой личности. Но лучшая профилактика суицида - дать возможность каждому ощутить это право, равно как и право искать другие методы для решения проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью!

 

 

Таким образом, оказание помощи и поддержки человеку, оказавшемуся в тяжелой кризисной ситуации имеет вполне обозримые границы и может принести ощутимые плоды. Важно лишь вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и тепла.

Литература:

1.Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике// Научные и организационные проблемы в суицидологии. М., 1983.с.40-51.

2. Амбрумова А.Г. Роль личности в проблеме суицида// Актуальные проблемы суицидологии. Тр.Моск.НИИ психиатрии МЗ РСФСР, Т.92. М., 1981.с.35-49.

3. Амбрумова А.Г., Вроно Е.Н. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журн.невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1985. Т.85, вып.10.с.1557-1560.

4. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Актуальные проблемы суицидологии. Тр.Моск.НИИ психиатрии МЗ РСФСР, Т.82. М., 1978. с.6-28.

5. Булацель П. Самоубийство с древнейших времен и до наших дней. М., 1900.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

7. Эриксон М. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.

Гулева.В.А, Ткаченко О.П., 2003 г.

По материалам сайта http://cdik.ucoz.ru/publ/problema_suicida_v_podrostkovoj_srede/2-1-0-17

© 2024. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя Школа №101 с углубленным изучением математики и информатики" 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Комсомольская 52, sch101sch@yandex.ru, (39197) 75-99-60