ИЗОБРАЖЕНИЯ:
ЧБ
ЦВ
ТЕКСТ:
A
A
A
ФОН:
Ц
Ц
Ц
Ц
НАСТРОЙКИ:

Дополнительные настройки


КЕРНИНГ: СТАНДАРТНЫЙ СРЕДНИЙ БОЛЬШОЙ
ИНТЕРВАЛ: ОДИНАРНЫЙ ПОЛУТОРНЫЙ ДВОЙНОЙ
Версия для слабовидящих
Перейти на обычную версию
МЕНЮ

Госуслуги

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

 

 

Здесь приводятся упражнения, выполняя которые можно достаточно быстро развить концентрацию внимания и память. Собственно говоря, эти два качества друг без друга не обходятся.

1. 'Игра в кубики'.

Приобретите в любом магазине игрушек или спортивных товаров самые обычные игровые кубики, которые еще называют 'кости', то есть такие штучки, на которых на гранях стоят точки в количестве от 1 до 6. Приобретать следует 9 штук, причем одинаковых, но начинать упражнение нужно с такого количества, работа с которым поначалу окажется Вам по силам.

Приобретите также обычный пластмассовый стакан. Не одноразовый, а нормальный, прочный, с более-менее твердыми стенками, непрозрачный.

Суть упражнения проста. Возьмите для начала 4-5 костей, поместите в стакан и как следует потрясите его. Горловина стакана должна быть закрыта рукой, иначе кубики поразлетаются по комнате. Затем опустите стакан на стол, на секунду откройте кубики, затем снова их накройте и быстро ответьте, какие цифры выпали. Скажем, 'выпало две пятерки, одна тройка, одна четверка'. Проверьте себя.

Старайтесь выполнять упражнение все быстрее и быстрее, постепенно увеличивая количество кубиков.

Когда освоите 9 костей, продолжайте выполнять упражнение уже на костях разных размеров и цветов.

Желательно разнообразить упражнение. Положите на стол маленькую кучку каких-либо небольших предметов - спичек (желательно разломанных на две-три части), зерен пшена, маленьких пуговиц и т.п.

Не глядя возьмите какое-нибудь количество предметов, поместите в стакан, трясти не обязательно, просто опустите стакан на стол, чтобы предметы высыпались, и приподнимите стакан на несколько секунд (промежуток времени нужно постепенно сокращать).

Задача - сказать, сколько было предметов. Количество предметов тоже следует постепенно увеличивать. Потом переходить на, так сказать, 'смесь' предметов.

Упражнение дает сумасшедший эффект. Развивается наблюдательность, острота восприятия, умение быстро оценивать обстановку, память.

Кстати, это упражнение входило в курс подготовки английских летчиков во время второй мировой войны. Когда началась война, то выяснилось, что скорости самолетов таковы, что летчики просто не успевали распознать, где свой, где чужой и сбивали все подряд, если, конечно, их самих не сбивали прежде.

Английские военные психологи придумали это упражнение и, кроме того, показывали летчикам силуэты самолетов с уменьшающимся промежутком времени. В скором времени летчики стали успевать за скоростью воздушных боев.

Это упражнение со спичками проделывал регулярно трижды Герой Советского Союза Покрышкин. Поначалу над ним посмеивались, но потом в его эскадрилье все стали его делать. Количество наших сбитых самолетов резко сократилось

Продолжим тему, начатую в предыдущем выпуске, и сегодня - второе упражнение. Оно тоже достаточно простое, даже очень простое, но прекрасно развивает и внимание, и память. Главное его достоинство - для его выполнения вообще ничего не нужно. Ни бумаги, ни карандаша, ни костей, ни стаканов. Только несколько минут времени. Итак,

2. Упражнение 'Возвращение к объекту'.

Доказано, что человек может держать внимание на объекте только до тех пор, пока он интересен и пока он сможет находить в нем какие-либо отличительные черты. Как только интерес ушел, моментально внимание переключается на что-либо другое, причем на то, что вызовет какую-либо ассоциацию с объектом наблюдения. Естественно, что этот уход внимания от объекта у каждого происходит по-разному.

Умение удерживать объект в поле внимания на более длительное время, чем обычно, контролировать свое внимание нужно улучшать и контролировать. Для этого есть простенькое упражнение, которое, кстати, применяют почти все участники Мемориад - чемпионатов мира по запоминанию.

Суть упражнения.

Представьте себе какой-либо предмет. Например, телефон. Иногда мне говорят, что не очень получается получить, так сказать, четкое изображение представляемого предмета, но тут дело не в изображении на внутреннем экране, а в удержании мысли на нем.

Нельзя - трогать телефон, крутить, набирать номер, переворачивать, изменять цвет и так далее, то есть совершать любые действия с ним. Никакого времени засекать не нужно, просто думайте о телефоне.

Через какое-то время вы заметите, что думаете совершенно о чем-то другом. Ну, например, начали с того же телефона, затем пришла мысль, что пора приобрести новый сотовый, затем мысль насчет того, какую модель, затем мысль плавно переключилась на магазин, торгующий телефонами, затем на киоск 'Союзпечати' рядом с ним, затем на газету 'Аргументы и факты', затем на статью об инопланетянах, затем на размышления на тему 'одиноки ли мы во Вселенной' и так далее. Собственно, у каждого, опять же, этот процесс происходит по-разному.

Но одно одинаково у всех - процесс плавный, и в какой-то момент человек спохватывается - ах, да, я должен думать о телефоне.

Как только Вы себя на этом поймали, нужно не снова думать о телефоне, а попытаться вернуться обратно к образу телефона по точкам, по которым уходили от него. Причем, не пропуская ни одной и в точном обратном порядке.

Как в нашем случае - одиночество во Вселенной - инопланетяне - газета - киоск - магазинчик с телефонами - модель телефона - мысль насчет нового телефона - телефон.

Между прочим, Вы убедитесь, что на первых порах это будет сделать не так и просто. При отсутствии должной тренировки управления вниманием Вы будете сразу же забывать промежуточные этапы размышлений. Но постепенно дело будет налаживаться.

Регулярное выполнение этого упражнения приведет к тому, что Вы создадите работающую установку держать внимание включенным. А память и внимание - вещи взаимосвязанные.

Причем не обращайте внимания на то, что сначала, как только мысль начнет уходить от предмета размышлений, Вы сможете возвращать ее к нему. Через какое-то время мысль незаметно уйдет все равно.

Выполнять упражнение можно где угодно - перед сном, в очереди, в общественном транспорте. Но можно и слегка модифицировать его. Думать не просто о каком-то предмете, а о чем-то Вам интересном.

Например, Вы решаете какую-нибудь задачу или размышляете над проблемой. Время от времени совершайте вот такой возврат в начальную точку размышлений по пути ухода мысли.

Польза от упражнения несомненна и Вы ощутите ее довольно скоро.

По материалам рассылки "Школа разведчика"

 

© 2024. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя Школа №101 с углубленным изучением математики и информатики" 662971, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Комсомольская 52, sch101sch@yandex.ru, (39197) 75-99-60