Четыре цели «плохого» поведения по Р. Дрейкурсу следующие.
• Привлечение внимания. Потребность во внимании присуща всем, просто с возрастом большинство людей «смиряются» с тем фактом, что внимания не может быть бесконечно много, что оно не может отдаваться тебе одному, и многие научаются привлекать внимание успехами, достижениями и другими положительными проявлениями себя. Дети, у которых нет такого опыта и недостаточно ресурсов для того, чтобы быть первыми, неосознанно прибегают к получению любого внимания — пусть отрицательного: это лучше (комфортнее), чем остаться незамеченным... В этом случае неприемлемое поведение стоит пресекать просты¬ми замечаниями, но необходимо и учить ребенка «зарабатывать» внимание конструктивными способами, обязательно отмечая любые позитивные его проявления и таким образом оказывая ему внимание.
• Власть. Ребенок или подросток, удовлетворяющий эту потребность, постоянно «проверяет» всех окружающих, как бы отвечая на вопрос «Кто контролирует ситуацию?» и бросая взрослым вызов: «Ты мне ничего не сделаешь...». Не идите на конфронтацию — она лишь «заводит» ребенка и служит показателем слабости взрослого. В общении с такими детьми важно проявлять уверенность и спокойствие, давая понять, что всю власть вы им отдавать не собираетесь. Но разумную и приемлемую долю, организационные функции делегировать можно и нужно — совместно обсуждая этот вопрос.
• Месть. Ребенок или подросток, которым движет этот мотив, ощущает себя обделенным или обиженным. Причем не имеет значения, реальна эта обида (семейные сложности, физические недостатки, психическая травма...) или ребенок субъективно воспринимает мир несправедливым. Таких детей следует «удивлять» принятием и хорошим отношением. Им требуются забота, понимание и терпение.
Сам Р. Дрейкурс полагал, что изложенные причины неадекватности расположены в порядке возрастания напряжения и дискомфорта, которые испытывает ребенок, а следовательно, терпения и поддержки со стороны взрослых; каждая следующая требует во много раз больше, чем предыдущая.
1. Тактический уровень — адекватные реакции взрослых на конкретное проявление ребенка. Эта сторона особенно важна, если конфликт ребенка и взрослого (учителя, воспитателя) происходит при свидетелях — ведь наше поведение влияет на авторитет взрослого в глазах других детей. В то же время неадекватное поведение одного ученика может «заражать» других, и тогда мы уже будем иметь дело с группой. Главное, что стоит делать, — не вступать в конфронтацию. Постарайтесь обозначить неприемлемость неадекватного поведения, обязательно сохраняя при этом достоинство и спокойствие, а затем уже думайте о более глубокой работе с ребенком.
2. Стратегический уровень — коррекция поведения, помощь ребенку в приобретении навыков адекватного и успешного взаимодействия с другими людьми и достижения своих целей. Это, конечно, гораздо более долгая и сложная работа, и ее успешность зависит от множества факторов — семейной ситуации, потенциала и ресурсов ребенка, терпения и мудрости всех взрослых, с которыми он сталкивается.